Сегодня 19 июня 2019 г. Вы здесь: главная / журнал Электронный ТАТАРСТАН / Электронный ТАТАРСТАН  


 

Статистика:

Яндекс цитирования



№2 (2) / Электронный ТАТАРСТАН

[18.01.2008]

Дистанционное обучение – перспективное направление развития образования в Республике Татарстан

Информатизация системы образования представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно­коммуникационных технологий в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении учреждений системы образования. Как показывает время и опыт, информатизация охватывает самые различные аспекты и организационные уровни образовательной сферы. Сегодня входит в жизнь дистанционное образование, как перспективное направление развития образования.

В Республике Татарстан, благодаря финансовой поддержке правительства, а также активному участию Министерства образования и науки в федеральных конкурсах и проектах, достаточно успешно осуществляется процесс создания инфраструктуры информатизации образования.

Во всех школах, включая начальные, имеется компьютерное оборудование. Осуществляется процесс обеспечения школ современными аудиовизуальными средствами обучения, подключение их к сети Интернет.

Постоянное внимание уделяется решению вопросов информационно­технической поддержки образования детей­инвалидов. Все школы­интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечены специализированной компьютерной техникой. Реализуется проект обеспечения аналогичным компьютерным оборудованием детей­инвалидов, находящихся на надомном обучении.

Для нужд образовательных учреждений республики осуществляется закупка системного программного обеспечения и прикладных программных средств, в том числе локализованной на татарский язык операционной системы WindowsXP.

За последние 5 лет в республике реализованы значительные федеральные и республиканские проекты и программы.

1. Федеральная целевая программа «Дети России»; подпрограммы: «Оснащение компьютерной техникой сельских школ», «Оснащение компьютерной техникой городских и поселковых школ», «Оснащение компьютерной техникой учреждений начального профессионального образования», «Оснащение компьютерной техникой детских домов», «Оснащение комплектами компьютерного оборудования и электронными образовательными ресурсами школьных библиотек».

2. Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды. 2001¬2005гг.»

3. Республиканский проект «Подключение образовательных учреждений Республики Татарстан к сети Интернет в 2005 году»

4. Республиканский проект «Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями»

Можно с удовлетворением отметить, что создана хорошая база для перехода на новый этап информатизации образования – изменению форм и методов учебной деятельности на основе активного использования компьютерных технологий и возможностей сети Интернет.

На прошедшей в августе конференции педагогических работников Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев поставил задачу создания региональной системы дистанционного образования, а для этого необходимо решить следующий комплекс задач по основным направлениям деятельности:

1. развитие информационной инфраструктуры;

2. организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

3. создание и развитие цифровых образовательных ресурсов, в том числе с учетом национально­регионального компонента;

4. совершенствование системы подготовки педагогических, управленческих и инженерно­технических кадров в области информационных технологий;

5. обеспечение равных возможностей всем гражданам (в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья) на получение образования всех уровней.

С учетом новых потребностей системы образования республики в оперативно¬цифровом информационном обмене, доступе к мировым информационным ресурсам, дистанционной форме обучения, создана основа единой информационно­образовательной среды – республиканская информационная образовательная сеть.

Важной информационной составляющей созданной сети является научно¬образовательный портал Министерства образования и науки РТ, на котором в большом объеме представлена информация учебно¬методического характера: статьи, лекции, дидактический материал, тесты по всем предметам школьного учебного плана. А также организованы форум и консультарий для учащихся и родителей, студентов и преподавателей.

Круг посетителей образовательного портала разнообразен. Во­первых, это люди, непосредственно участвующие в образовательном процессе: учащиеся, студенты, аспиранты, учителя и преподаватели, руководители образовательных учреждений. Во­вторых, родители обучаемых, научные работники, производители и поставщики учебного оборудования, руководители и специалисты предприятий и организаций. Лидируют среди посетителей, естественно, школьники и студенты: они составляют более 45%.

Среди посещаемых разделов наиболее востребованными являются разделы – «образовательные ресурсы» и «тесты» (более 60%). Эти данные получены в результате мониторинга, постоянно проводимого на портале. Мониторинг позволяет совершенствовать его структуру и содержание разделов, а главное, оперативно реагировать на спрос и предложения потребителей ресурсов портала. И мы видим, что спрос на получение образования в дистанционной форме постоянно растет.

В дистанционной форме обучения одной из основных составляющих следует рассматривать процесс самообразования потребителей интеллектуального продукта, когда не предусматривается взаимодействие с обучающими или с собственниками источников знаний. В этом отношении образовательный портал Министерства образования и науки РТ является специализированным доступом к образовательным ресурсам глобальной сети. Во­первых, обеспечивает удобную навигацию в сети в поисках информации; во¬вторых, создает некоторый барьер доступу к нежелательным ресурсам.

С другой стороны, огромный массив информации, заложенный в Интернете, не приспособлен для того, чтобы организовать обучение учащихся всех уровней образования, начиная от младшего школьника, и кончая студентами высших учебных заведений, представителями различных профессий, населения всех возрастов, включая пенсионеров, образовательные интересы которых весьма высоки. Решение вопроса связано, прежде всего, с формированием цифровых образовательных ресурсов и организации дистанционного обучения на основе конкретных учебных планов, образовательных программ, с выдачей соответствующих дипломов и сертификатов о начальном, среднем, высшем и дополнительном образовании.

Накоплен определенный опыт по внедрению дистанционных форм обучения учащихся и педагогов в рамках реализации Концепции профильного обучения. Педагогические и руководящие работники образования, имеющие опыт работы традиционного профильного обучения и высокий уровень ИК¬компетентности, проходят курсы подготовки тьюторов. В последующем во взаимодействии с региональным координатором эксперимента тьюторы организовывают профильное обучение на основе дистанционных технологий.

С целью активного использования возможностей дистанционного обучения в системе профильной подготовки всех учащихся республики, повышения квалификации педагогических кадров идет подготовка к размещению на образовательном портале системы создания дистанционных курсов. Использование данного программного продукта предполагает разработку обучающих модулей (курсов) преподавателями, не владеющими программированием, создания тестов для проверки и самоконтроля знаний, тренажеров, упражнений, эмуляторов работы с программно¬аппаратными комплексами для выработки практических навыков у обучающихся.

Министерство образования и науки Республики Татарстан неоднократно выигрывало конкурс на поставку учебно¬программных комплексов детям с ограниченными возможностями на условиях софинансирования. В результате учащиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений и дети¬надомники получили возможность дистанционного обучения с учетом их индивидуальных способностей и профессиональных наклонностей.

В 2007¬2008 учебном году стартует новый проект – чтение публичных лекций. Ведущим ученым и руководителям системы образования будет предоставлена возможность через образовательный портал – сеть информационно­методических центров – локальные сети образовательных учреждений в интерактивном режиме и режиме реального времени выступить с наиболее актуальными, содержательными и наглядными лекциями перед большой аудиторией. Преподаватель, находясь в фокусе объектива веб­камеры, сможет ответить на вопросы слушателей, поступившие на форум лекции.

Осуществляя задачу внедрения дистанционных форм образования, Министерство образования и науки популяризирует интернетизацию, информатизацию в целом, и мобильные, динамично­развивающиеся формы общения и обучения. Первая публичная лекция на образовательном портале на тему «Инновационные возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе» в режиме on¬line в рамках Всероссийского семинара по внедрению электронных образовательных ресурсов в учебный процесс состоялась 29 августа. Ее прочитал доцент Казанского государственного университета, кандидат физико¬математических наук Скворцов Андрей Иванович. Мы приглашаем всех к участию в данном проекте, и ждем интересных предложений.

Без соответствующей материально­технической базы, кадрового обеспечения и финансирования целого ряда подготовительных и сопроводительных работ функционирование системы дистанционного образования невозможно. Серьезную поддержку в этом плане оказывает реализуемый в республике приоритетный национальный проект «Образование». Второй год в республике определяются победители среди образовательных учреждений и педагогов, реализующих инновационные образовательные технологии, в том числе инфокоммуникационные. Поощрение победителей предусматривает дальнейшее развитие материально­технической базы образовательных учреждений, инфокоммуникационной компетентности педагогов, более широкую реализацию инновационных технологий, включая дистанционные.

Реализация национального проекта позволила максимально включить образовательные учреждения в число пользователей ресурсов глобальной сети Интернет. Выполнены запланированные работы по широкополосному подключению образовательных учреждений. Это позволяет при активном участии учреждений профессионального образования, органов управления образованием, научного сообщества и широкой общественности более эффективно внедрять дистанционные формы обучения.

Для успешного решения вопросов, связанных с внедрением современных информационных образовательных технологий, необходимо создать условия и предпосылки развития динамичной системы непрерывной переподготовки и методической поддержки педагогов, инфраструктуры для поддержки и роста инноваций в образовании.

Задачу обучения и повышения квалификации педагогов в области инфокоммуникационных технологий позволит решить сеть межшкольных методических центров, созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров. Они составляют основу разветвленной инфраструктуры для поддержки информатизации на местах. Главная цель таких центров – дойти до каждого учителя, сделать всех педагогов надежными и компетентными участниками процесса обновления школы.

Один из путей достижения этой цели – организация дистанционных форм переподготовки и повышения квалификации работников образования на базе Республиканского координационного центра при Казанском государственном университете, играющего роль головной организации в республиканской сети межшкольных методических центров.

Первоочередная задача на сегодняшний момент – распространить реализацию проекта «Информатизация системы образования» на все муниципальные образования с целью охвата обучением всего педагогического корпуса республики, насчитывающего более 43 тысяч человек.

Кроме того, все мы понимаем, что тяга ко всему новому и современному, стремление к использованию новейших инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе должно стать внутренней потребностью каждого педагога, каждого работника системы образования. Без этого невозможно изменить сложившуюся ситуацию.

Нугуманова Людмила Николаевна   Нугуманова Людмила Николаевна  

"WebSlovo.Ru"
«Создание Сайта, Казань», 2007

"WebSlovo.Ru"
«Продвижение сайта в интернете, Казань»,
2007-2008

Дизайн студия Ирины Фроловой
« Дизайн сайта, Казань», 2007