Сегодня 21 сентября 2018 г. Вы здесь: главная / журнал Электронный ТАТАРСТАН / Электронный ТАТАРСТАН  


 

Статистика:

Яндекс цитирования



№5 (5) / Электронный ТАТАРСТАН

«..PrevNext..»
[31.08.2008]

Информационные и коммуникационные технологии в образовании Республики Татарстан: тенденции развития

Одним из важнейших инструментов модернизации образования является использование инфокоммуникационных технологий. Этому вопросу в республике уделяется большое внимание. Обеспечена компьютеризация всех средних и основных общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, детских домов, профессиональных училищ и школьных библиотек.

Д остаточно сказать, что только в 2007 году, благодаря финансовой поддержке правительства, а также активному участию и победам Министерства образования и науки Республики Татарстан в федеральных конкурсах, реализовано семь проектов на общую сумму 57,9 млн.руб., что позволило успешно продолжить процесс создания инфраструктуры информатизации образования.

В настоящее время Министерством образования и науки РТ ведется работа по реализации одиннадцати проектов:

• Обеспечение лицензионной поддержки стандартного (базового) пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях;

• Апробация и внедрение отечественного пакета свободного программного обеспечения;

• Организация доступа образовательным учреждениям в сеть Интернет;

• Информатизация системы образования (ИСО);

• Инфраструктурное обеспечение системы ММЦ;

• Разработка информационно-технологической среды поддержки процесса переподготовки педагогических кадров системы образования;

• Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного коррекционного оборудования для организации новых профилей подготовки детей с ограниченными возможностями;

• Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями;

• Развитие системы селекторных совещаний и электронных форумов для управления сферой образования на федеральном и региональном уровнях;

• Электронное правительство Республики Татарстан;

• Развитие информационно-коммуникационных технологий в системе дополнительного образования детей.

Совместными усилиями Министерства образования и науки и Министерства информатизации и связи Республика Татарстан вошла в число трех пилотных регионов Российской Федерации (наряду с Томской областью и Пермским краем) по внедрению в образовательных учреждениях информационных систем с открытым кодом на платформе операционной системы Linux. В рамках данного проекта для системы образования страны формируется комплекс программ, обеспечивающих информационную безопасность и не требующих чрезмерных финансовых затрат на эксплуатацию продуктов. Уже в 2008 году пакет отечественного свободного программного обеспечения будет установлен в более чем 600 школах республики (20% сельских и 50% городских), а в 2009 году – во всех общеобразовательных школах.

Надеемся, что руководители муниципальных органов управления образования приложат все усилия для успешной реализации проекта. Тем более, что эффективное использование оте­чественного пакета свободного программного обеспечения в некоторых школах затруднено из-за низких технических характеристик компьютерной техники, установленной в период реализации Федеральной целевой программы «Дети России» в 2002 - 2003 годах.

Для решения этой проблемы совместно с Министерством информатизации и связи и Центром информационных технологий Республики Татарстан мы предлагаем в крупных школах с большим количеством морально устаревшего компьютерного оборудования внедрение технологии «тонкий клиент». Это позволит также сократить затраты на эксплуатацию оборудования в будущем. Положительный опыт использования «тонких клиентов» получен в школе 110 города Казани. Большую помощь при этом и техническое сопровождение апробации оказала компания «Центр».

Следующим шагом является участие республики в создании федеральной пилотной площадки по реализации проектов мультиязычной платформы информатизации народов России и федерального проекта «Сетевая школа». Цель проекта - создание и реализация организационно-методического обеспечения сетевой модели повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в условиях «Сетевой школы управленческих кадров общего образования».

Сегодня очень важны проекты, касающиеся оценки качества образования, без которых невозможно управление образовательными процессами. Поэтому ведется активная работа по построению в республике системы оценки качества образования, апробации и внедрению автоматизированных систем контроля знаний и сбора статистической информации, созданию диагностического инструментария, подготовке управленческих команд и профессиональных экспертов. Высокий потенциал интеграции опыта образовательных и

научно-образовательных учреждений, ведущих отечественных и зарубежных IT-компаний создает необходимые предпосылки для решения актуальной проблемы повышения качества образования. В республике создан автоматизированный информационно-аналитический комплекс по мониторингу образовательной системы Республики Татарстан. Со следующего года вся отчетность муниципальных образований будет автоматизирована, а отдельные статистические данные - доступны широкой общественности в Интернете.

Мероприятия по обеспечению доступа образовательных учреждений Республики Татарстан к информационным ресурсам сети Интернет реализуются нами с 2004 года. В 2005 году создана республиканская Интрасеть, включающая 1806 учреждений. В рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование” к началу 2007/08 учебного года доступ к ресурсам сети по широкополосной технологии получили все общеобразовательные учреждения.

Однако подключение школ к Интернет влечет за собой и необходимость решения целого комплекса задач, среди которых приоритетными являются обеспечение информационной безопасности, эффективное использование ресурсов сети и учет персонального времени доступа к Интернет.

Решению этих проблем способствует развитие республиканского образовательного портала. Массовость и активность использования ресурсов достигается разнообразием применяемых форм сетевого взаимодействия. В режиме on-line на республиканском образовательном портале проводятся Интернет-педсоветы, публичные лекции ученых вузов, виртуальные уроки и мастер-классы учителей-призеров республиканских и международных конкурсов, семинары с участием представителей ведущих IT-компаний, виртуальные родительские собрания, Интернет-тестирование учащихся по базовым учебным дисциплинам. Необходимо отметить, что наряду с гражданами республики в данных мероприятиях принимают участие жители и других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Куба, США, Германия, Австрия, Израиль и др.).

По итогам международного конкурса Интернет-проектов «Звезды Татнета-2007» русскоязычный и татароязычный разделы образовательного портала признаны лучшими в номинации «Наука и образование». В рейтинге mail.ru образовательных ресурсов Рунета за май 2008 года республиканский образовательный портал занимает третье место после федерального портала образовательных ресурсов, созданного в рамках ПНПО, и портала «Учебные курсы on-line, обучение в Интернет».

Технический раздел республиканского портала предоставляет возможность ограничения доступа образовательных учреждений к ресурсам, не совместимым с задачами образования, организации контентной фильтрации и контроля Интернет-трафика. Так, например, в последние три месяца наиболее активно использовали ресурсы Интернет образовательные учреждения Альметьевского, Муслюмовского, Нижнекамского и Менделеевского районов. К сожалению, такие крупные города республики, как Казань и Набережные Челны, на фоне этих районов выглядят весьма скромно. Школы Алькеевского, Лаишевского, Новошешминского и Тукаевского районов имеют наименьший объем трафика.

Для обеспечения информационной открытости деятельности министерства, активного взаимодействия государственных, коммерческих структур и общественных институтов в управлении образованием осуществляется работа по развитию и наполнению официального сайта Министерства образования и науки, который занял II место в конкурсе «Лучший Интернет-сайт в составе Портала Правительства Республики Татарстан» по итогам 2007 года.

В целях эффективного управления образованием, для организации обратной связи с населением на сайте успешно функционирует Интернет-приемная. В текущем году к нам поступило 410 обращений граждан.

Вызывает уважение интерес наших соотечественников, проживающих за рубежом, к проблемам развития образования в Республике Татарстан. В связи с этим особенно актуальной является проводимая министерством работа по развитию сайта и образовательного портала в части информационного наполнения ресурсов на двух государственных языках республики. Учреждениям образования также необходимо активнее позиционироваться в глобальной сети, развивая собственные информационные ресурсы. К сожалению, пока только четверть школ республики имеет регулярно обновляемые сайты. Среди лучших можно отметить татарскую гимназию № 1, гимназии №№ 7, 19, 102, школs №№ 9 и 40 города Казани, Верхнелащинскую школу Буинского района и Большеатнинскую школу Атнинского района.

Еще несколько лет назад информатизацию школы рассматривали, главным образом, как процесс оснащения образовательных учреждений средствами новых информационных технологий. В настоящее время данный взгляд коренным образом трансформировался. Сегодня информатизацию школы связывают, прежде всего, с изменением целей и результатов образовательного процесса. В связи с этим актуальной становится проблема организации и развития динамичной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров по использованию информационных и коммуникационных технологий и оказания постоянной методической поддержки всем категориям работников образования.

В 2007 году в рамках реализации федерального проекта «Информатизация системы образования» в республике открыт Республиканский координационный центр под руководством профессора В. А. Чугунова при Казанском государственном университете и сформировано 25 межшкольных методических центров для обеспечения условий построения системы непрерывного повышения квалификации работников образования в области ИКТ.

За прошедший учебный год в них обучено порядка 7 тысяч педагогов общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования, а также повысили квалификацию по управлению образовательным пространством средствами информатизации 2900 руководящих работников системы образования.

Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2008 году развернута и апробирована инфор­ма­цион­но-технологическая среда процесса подготовки педагогических кадров, представляющая собой уникальную систему дистанционного обучения. Эта система позволяет организовать обучение педагогов из самых отдаленных от центра районов республики по программам различной сложности. Уже к концу текущего месяца завершат обучение и получат сертификаты первые 250 педагогов. Выполняя наказ Президента Республики Татарстан Минтимера

Шариповича Шаймиева на августовской конференции 2007 года, министерство совместно с Республиканским центром информационно-методического обеспечения и контроля в области образования и Институтом развития образования формирует контент системы дистанционного обучения.

Вместе с тем организация дистанционного обучения в республике по всем направлениям образовательной деятельности пока находится на начальном этапе развития. Только четыре высших учебных заведения внедряют дистанционные формы в практику образовательной деятельности. Это Казанский государственный университет, Казанский государственный технический университет, Институт экономики управления и права, а также Академия управления «ТИСБИ». Необходима огромная методическая работа, консолидация усилий педагогического сообщества, финансовая поддержка научно-исследовательских коллективов, занимающихся разработкой программных средств и информационных ресурсов на двух государственных языках.

Одним из важнейших направлений деятельности министерства является поддержка одаренных в области ИКТ детей. Достичь высоких результатов в этом направлении позволила реализация мероприятий республиканской программы «Одаренные дети и компьютеры». Как закономерный итог проводимой работы, на Всероссийской олимпиаде по информатике 2008 года школьники Татарстана завоевали 10 призовых мест (2 диплома первой степени, 3 - второй и 5 - третьей). По количеству полученных дипломов республика вышла на 2 место в России после Москвы. Однако республиканская команда состояла только из городских школьников. Надеемся, что все проводимые нами мероприятия по активизации сетевого взаимодействия и дистанционному обучению позволят и сельским школьникам в полной мере проявить свой талант и способности.

Особое внимание мы уделяем организации процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специализированное компьютерное оборудование поставлено во все школы-интернаты и специальные (коррекционные) школы для данной категории учащихся. Более 150 детей-инвалидов из 17 муниципальных образований РТ имеют возможность использовать компьютерную технику на дому. Однако здесь необходима поддержка муниципальных органов управления образования в части обеспечения доступа таких детей к сети Интернет и оплаты Интернет-трафика.

Все затронутые вопросы свидетельствуют о необходимости осуществления программно-целевого подхода к информатизации образования. В этой связи для нас чрезвычайно важно принятие Республиканской комплексной целевой программы «Информатизация образования в Республике Татарстан» на 2008-2010 годы, разработанной Министерством образования и науки совместно с Министерством экономики, высшими учебными заведениями республики и Министерством информатизации и связи.

При этом приоритетными направлениями информатизации образования мы считаем:

Совершенствование нормативно-правовой базы в области информатизации образования.

Создание региональной системы открытого образования.

Взаимодействие с ведущими зарубежными и отечественными научными и учебными центрами, IT-компаниями по вопросам внедрения новейших достижений науки и техники в области ИКТ.

Развитие научно-методической, учебно-методической и PR-деятельности в области ИКТ.

Совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических, управленческих и инженерных кадров в области ИКТ.

Внедрение инновационных инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс.

Поддержка и поощрение лучших учителей и педагогических коллективов, активно использующих инновационные технологии.

Мы понимаем, что глобальные изменения, происходящие в обществе, требуют консолидации усилий государственных структур, научных организаций и бизнеса. Поэтому считаем необходимым создание Республиканского экспертного совета по проблемам информатизации образования. Реализовывать мероприятия перечисленных выше направлений мы будем с нашими партнерами: Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Национальным фондом подготовки кадров, высшими учебными заведениями, Академией наук РТ, Институтом развития образования РТ, а также ведущими IT-компаниями, среди которых Microsoft, Polymedia, ICL КПО ВС, REDLAB/REDCENTER, группа компаний CENTER, ОАО «Таттелеком» и Республиканский центр маркетинговых исследований и консалтинга в области образования.

  Валеев Н.М., министр образования и науки РТ  

«..PrevNext..»

Версия для печати ++
Перейти к разделу >>
Перейти к номеру >>
№ 6 (6) 20 октября 2008, понедельник

№ 7 (7) 10 февраля 2009, вторник





№ 2 (8) 19 июня 2009, пятница










№ 7 (7) 10 февраля 2009, вторник


№ 6 (6) 20 октября 2008, понедельник






"WebSlovo.Ru"
«Создание Сайта, Казань», 2007

"WebSlovo.Ru"
«Продвижение сайта в интернете, Казань»,
2007-2008

Дизайн студия Ирины Фроловой
« Дизайн сайта, Казань», 2007