Сегодня 19 июля 2018 г. Вы здесь: главная / журнал Электронный ТАТАРСТАН / Электронный ТАТАРСТАН  


 

Статистика:

Яндекс цитирования



№6 (6) / Электронный ТАТАРСТАН

«..PrevNext..»
[22.10.2008]

120 лет назад в Татарстане появился первый телефонный аппарат

Связь через времена

2008 год для ОАО «Таттелеком» является дважды юбилейным: 120 лет связи в Республике Татарстан и 10 лет ОАО «Таттелеком». Сегодня телефон прочно и навсегда вошел в наш обиход. Между тем, ставшая привычной для нескольких поколений татарстанцев телефонная связь появилась в Казани 120 лет назад. И сегодня она все так же востребована, несмотря на появление новых средств связи. Но и сама «юбилярша» постоянно меняется, поспевая за развитием технической мысли, становясь все более технологичной и доступной для населения. Об истории становления телефонной сети в республике накануне «круглой даты» рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Таттелеком», начальник Казанского управления электрической связи Ахмат Фахриев.

Первая телефонная линия в Казани была установлена даже раньше, чем 120 лет назад, в 1881 году. Изначально она была предназначена для сообщения военных. А Казанская городская телефонная сеть на 100 номеров, действительно, была официально открыта 27 ноября 1888 года. Центральная телефонная станция помещалась в здании Губернской почтовой конторы на бывшей Грузинской улице, нынешней улице Карла Маркса.

Практически через год в Казани появились узловые телефонные станции. Раньше чем в Москве возникла и «пригородная связь». К этому времени емкость казанской телефонной сети составляла 1,5 тыс. абонентов. Иметь собственный телефон было вопросом престижа. Удовольствие это было дорогое: плата за пользование аппаратом составляла 150 рублей.

На четырех коммутаторах городской станции абонентов обслуживали в четыре смены 56 телефонисток. Телефонная сеть работала с помощью столбовых воздушных линий, однако в 1913–1914 годах были проложены первые подземные бронированные магистральные кабели в центре города. Примечательно, что эти кабели до сих пор находятся в эксплуатации.

Кстати, крупномасштабные работы по замене воздушной сети на подземно-кабельную продолжились уже после гражданской войны. В 1925–1926 годах в Казани начали строительство новой телефонной станции. А через десять лет в Казани появились первые телефоны-автоматы (таксофоны).

Обывателю трудно осмыслить какие-то технические тонкости. А вот внешние детали всегда на виду. Те же телефоны — когда вычурные громоздкие аппараты сменились более функциональными, с набором цифр?

Это случилось уже во время Великой Отечественной войны. Как ни странно, именно война послужила новым толчком для реконструкции казанской телефонной сети. В город были эвакуированы крупные московские предприятия, которые трудились на оборону. Потребность в качественной и быстрой связи заметно возросла. И уже в 1942 году в Казани было установлено оборудование первой автоматической телефонной станции машинной системы емкостью 2 тысячи номеров. Тогда же появились телефонные аппараты с номерами, сначала двухзначные, а по мере расширения телефонной сети — трехзначные, четырехзначные, и так вплоть до семизначных. Как вам известно, на семизначные номера Казань перешла в сентябре 2005 года, сразу после празднования 1000-летнего юбилея города.

В послевоенные годы телефонная сеть Казани пережила очередную модернизацию. В 1951 году на базе ручной телефонной станции на улице Баумана открылась первая декадно-шаговая АТС емкостью 4200 номеров. Она прослужила казанцам до 2000 года. Говорят, в Москве подобные станции работают до сих пор, но в Казани мы их уже не найдем.

Их недостатком было множество механических частей, которые быстро изнашивались и требовали регулярной замены. Представьте, в их конструкции использовались элементы из цветных металлов, а некоторые даже с золотым покрытием.

Город рос, и естественно, одной модернизированной АТС дело не ограничилось. После строительства в 1954 году новой АТС в Ленинском районе казанская телефонная сеть стала районированной, а АТС на Баумана получила название центральной. В начале 60-х годов казанская телефонная сеть обслуживала уже около 12 тыс. абонентов, а к середине 70-х клиентская база выросла в три раза и составила 36 тыс. номеров.

В 80-е годы связисты начали монтаж телефонных станций нового поколения, которые значительно превосходили по техническим параметрам декадно-шаговые. Для сравнения: декадно-шаговая станция, занимая площадь 1 тыс. кв. метров, способна обслуживать до 5 тыс. абонентов, тогда как к одной координатной АТС, разместившейся на 500 кв. метров, можно подключить 10 тыс. абонентов. Сначала координатные станции появились в жилых массивах Горки и Восточное Заречье.

К этому времени наращиваемые мощности АТС стали значительно отставать от темпов жилищного строительства. Кроме того, техническая мысль шагнула далеко вперед, в мире стали создавать оборудование нового поколения, основанное на принципиально иной технологии. То есть совершился переход от аналоговой к цифровой системе связи. Казанские связисты тоже начали переходить на современные технологии. Правда, случилось это не вдруг и не сразу. Но уже в конце 80-х годов прошлого века в городе появились электронные АТС и волоконно-оптические линии связи. В 1988 году принята в эксплуатацию первая оптическая кабельная линия между АТС-35 и АМТС, общая протяженность которой составила 6775 метров. А в 1990 году была введена в строй первая электронная станция АТС-42, оборудованная техникой уфимского производства. Так в Казани началась эра цифровизации.

А новая техника позволила казанцам решить проблему с установкой телефона?

Ну, до этого было еще далеко. В 1994 году Казанская телефонная сеть была преобразована в открытое акционерное общество и начала работать в новых экономических условиях. Остроту проблемы с установкой квартирных телефонов удалось снять за счет размещения среди населения облигаций телефонного займа. Этот проект начался летом 1995 года в рамках программы «Российский народный телефон». На вырученные средства закупалась и устанавливалась новая техника, позволившая увеличить количество абонентов городской телефонной сети.

Тем не менее, даже в 1999 году, когда я стал руководителем Казанской ГТС, дефицит номеров оставался. Тогда у нас цифровых АТС было всего три: 64-я АТС на Бутлерова, 68-я на Зорге, 62-я на Ломжинской. На них приходилось около 10% емкости сети, а общая емкость городской сети составляла менее 200 тыс. номеров.

Хорошо помню, как в 2000-м году лично дарил телефон и подключал 200-тысячного абонента. В то время очередь на прием к руководителю ГТС по поводу установки телефона записывались за три месяца. Тяжелейшая ситуация, это очень угнетало. Самым неприятным для меня и моих заместителей был вторник, день приема населения. Заслуженные люди, инвалиды на колясках… просили установить телефон, а возможности часто не было.

Город был однобоко телефонизирован. В некоторых домах было заложено 100-процентное кабельное обеспечение, в некоторых — 30-процентное. Отмечу — чтобы протянуть дополнительный кабель, нужны время и огромные средства.

Пришлось перевооружить сами АТС, увеличив их емкость, и самое главное – проложить дополнительные линии связи. Мы практически перекопали весь город, уплотняли телефонную канализацию. Правда, некоторые АТС нам пришлось продать, в частности 35-ю и 37-ю АТС в Дербышках отдали другим операторам. Продажа проводилась с обременением — реконструировать АТС, что и было сделано. А мы вырученные средства направили на развитие.

Проблема с установкой квартирных телефонов была решена к 1000-летию Казани. Но и сейчас, бывает, в многоэтажке не хватает номеров на 2–3 квартиры. Мы стараемся решить этот вопрос, даже в ущерб доходам компании…

Сейчас один телефон приходится на 3,6 человек, так что все казанские семьи этой услугой обеспечены. Всего абонентов у нас 240 тысяч по Казани и более 800 тысяч по всей республике. После решения этой проблемы мы смогли сконцентрировать свои усилия на расширении спектра дополнительных услуг для абонентов, которые становятся все более востребованными.

«..PrevNext..»

Версия для печати ++
Перейти к разделу >>
Перейти к номеру >>
№ 7 (7) 10 февраля 2009, вторник

№ 2 (8) 19 июня 2009, пятница










№ 5 (5) 4 сентября 2008, четверг






№ 4 (4) 7 мая 2008, среда




№ 3 (3) 14 февраля 2008, четверг


№ 1 (1) 3 сентября 2007, понедельник

"WebSlovo.Ru"
«Создание Сайта, Казань», 2007

"WebSlovo.Ru"
«Продвижение сайта в интернете, Казань»,
2007-2008

Дизайн студия Ирины Фроловой
« Дизайн сайта, Казань», 2007